четверг, 7 января 2016 г.

#Литературные_чтения_по_пятницам



Про чтения в Доме по пятницам...

Инструкция: вКонтакте ищещь тэг #Литературные_чтения_пятница или заходишь на страничку Чтений (https://vk.com/4tenia) или Дом Средний (https://vk.com/dom_sredny), где по средам появляется объявление про тему следующих чтений. Читаешь внимательно тему, прислушиваешься к себе – что тема в тебе пробуждает, вызывает, что ты вообще по этому поводу думаешь. Вспоминаешь интересный текст (отрывок, главу, рассказ, повесть), после чтения которого тебе есть что сказать, рассказать о своем понимании темы, пусть ты даже и не согласен с прочитанным, или оно полностью иллюстрирует твою мысль. Если ты в пятницу в Петербурге приходишь с девяти до одиннадцати вечера в Дом Средний (Васильевский остров) с текстом или без текста…


Ответы на незаданные вопросы: Да, читаем художественные тексты. Само собой, можно прийти и уйти в любое время. Конечно, если пришли послушать и захотелось тоже прочесть вслух - приветствуем! Ну, понятно, что после прочтения спрашиваем "Расскажи, о чем читал! Какие акценты важны?!"


Чтобы начать читать любимый текст, нужно усилие; усилие по честности себя вслух - не умалять, не заискивать, не настаивать перед слушателями. Я - и река и лодка на реке, я читаю конкретным людям не о себе, а о том, как я вижу этот мир.








Однажды светлым питерским августом 2014 мы, оставшись в пустой квартире – дети-то все в разъездах, захотели почитать друг другу любимые книги. Придумали тему, позвали гостей, с тех пор так и читаем, рассказываем через текст о себе, присоединяясь к словам автора; спорим о героях как о себе и тебе, дарим любимые тексты и вместе творим образ будущего. Нам интересно читать вслух и вместе, поэтому многие формы чтений и темы рождаются прямо между нами. Как-то после прочтения одного из рассказов Паустовского стало понятно, что не хватает музыки, о которой говориться в произведении. Несколько чтений подряд мы читали отрывки, в которых была упомянута (или она была фоном сюжета) конкретная музыка и потом слушали. Иногда читаем по-очереди вслух одну книгу.


Сейчас движемся по дороге «Очевидные понятия» - уже читали "Честно/Нечестно", "Дружба", "Праздник", "Свободное время". Это когда в качестве темы ищется очевидное, но глубокое понятие,о котором, кажется с самого детства не задумывался, про которое и так всё знаешь.



Темы за эти 15 месяцев (это примерно 60 чтений, ведь пропустили мы не больше пяти раз):
  • О Домах. Таких, что вдохновляют создавать свой собственный, или таких, куда хочется приходить. Хозяин и Хозяйка, Хозяин, Хозяйка.
  • Мировоззрения. Книги, которые повлияли на мое мировоззрение, отражающие контексты моей жизни, сложившие мои принципы.
  • Мои герои/Мой герой, Мой герой на переходе времен, Герой нашего времени
  • Избранность и Предназначение
  • Тексты, в которых есть описание переживания музыки (и слушаем музыку)
  • Дар-Подарок
  • Когда что-то сначала прочитано, а только потом случается в своём опыте
  • Проводник. Герой или спутник героя, оказавшийся проводником для меня.
  • Разговор, рождающий вопросы; продолжающийся за пределами книги.
  • Один за всех.
  • Текст как действие.
  • О любви
  • О любви. Преображение. Трансформация
  • Положительный для меня образ взрослого человека
  • Образ взрослого человека, который меня вдохновляет
  • Текст, который является для меня вызовом ("...аж трясёт!!!")
  •  О человеке и Боге
  •  О понимании одного человека другим человеком
  • Текст, который я хочу подарить другим (мало известное, редкое или, наоборот, что-то известное, но предположительно неоцененное).
  •  «О себе» и «Как я провел лето»
  • Следующий шаг
  • Какое будущее меня интересует. Куда я живу. Куда детей ращу. В какое будущее я хочу попасть
  • Что такое для меня по-настоящему / всерьёз / на самом деле учиться
  • Азарт
  • Конфликт"
  • Честность. Нечестность (что это?)
  • Мечта/образ будущего/мотивирующая иллюзия/утешительная сказка - текст, который для вас явно стал одним из этого. Что этот текст воплощает?
  • За что я хочу попросить прощения?!

А дальше соберу просто Хронику – как пишем объявления, что пишут в ответ или в связи с прочитанным, а так же что именно читали:

Читаем про разные Дома. Про такие, в которых хотелось бы жить… Или те самые истории, которые повлияли на собственную идею Дома... Домоустройство и внутренние смыслы... Чем наполнен и чем живет Дом… Таких, что вдохновляют создавать свой собственный, или таких, куда хочется приходить... От изящных хокку до больших отрывков - слушаем и читаем.  
Про Дома - много текстов "на подкорке", вот что-то такое, про атмосферу, людей, а где?? кто автор??? Или вот Булгаков - попробуй найди отрывок, передающий атмосферу и жизнь дома! Здесь абзац, там предложение, а Дом в воображении огромный выстраивается...
  • Дом Тома Бомбадила и Златеники ("Властелин колец" Толкин"),
  • "Имя Розы" Умберто Эко,
  • Кришнамурти,
  • "Маленькая хозяйка" М. Щербаков,
  • дом профессора Преображенского ("Собачье сердце" Булгаков),
  • дом Турбиных ("Белая гвардия" Булгаков),
  • "Вавилонская библиотека" Борхеса (Фил сказал, что раньше в его представлении идеальный дом как раз и был похож на огромную библиотеку, а все остальное неважно),
  • "Моя семья и другие звери" Даррелла
  • Харпер Ли "Убить пересмешника"
  • Горан Петрович "Атлас, составленный небом"
  • Редьярд Киплинг "Переправа «эльфантов»"
  • Редьярд Киплинг "Кот, который гулял где хотел"
  • Туве Янссон "Зима в Мумми-доле", "Мемуары папы Муми-тролля"
  • «Ходячий замок» Дианы Уинн Джонс
  • Александра Бруштейн "Дорога уходит в даль"
  • Дарья Димке "Зимняя и летняя форма надежды"

Мировоззрения. Книги, которые повлияли на мое мировоззрение, отражающие контексты моей жизни, сложившие мои принципы. В начале прочтем небольшой текст о том - что такое мировоззрение.
  • "Идиот" Ф. Достоевского
  • "Игра в бисер" и "Степной волк" Г. Гессе
  • Три рассказа О'Генри
  • А.Алексин "А тем временем где-то..."
  • М.Цветаева "Крысолов",
  • Г.Гессе "Сиддхартха",
  • Лайош Мештерхази "Загадка Прометея".
  • К. Воннегут "Колыбель для кошки",
  • Урсула Ле Гуин Те, кто покидают Омелас

Герой нашего времени. Мои герои/Мой герой

В эту пятницу у нас будет не простая встреча! Вместе с нами будут слушать и читать студенты Широкополосного образования в рамках Культурологического погружения. Ждем текстов, отвечающих на вопросы: кто такой герой? что значит подвиг? что есть героическое? что значит "нашего времени"?
  • А.Б. Стругацкие "Гадкие лебеди", "За миллиард лет до конца света" и "Волны гасят ветер"
  • В.Крапивин "Гуси, гуси, га-га-га"
  • Г.Манн "Молодые годы Генриха IV"
  • "Братья Карамазовы" Ф. Достоевского
  • "Кесарь и Галилеянин" Г. Ибсена,
На предыдущих встречах мы читали отрывки на тему "Мой герой" и это дало много интересных мыслей, открытий, вызовов. Сейчас мы решили продолжить эту линию темой Мой герой на переходе времен. Эта тема возникла в связи с текстами Генриха Манна, Александра Дюма, Стругацких, Долининой, Крапивина и вновь вставшим вопросом о диалоге времен, ценностей, культур.

Избранность и Предназначение. Кто или Что выбирает Избранника? Откуда берется Предназначение? Отказ или выбор Пути?

Был тут на Среднем. Читали про избранность и предназначение - совершенно разные отрывки. Столько энергии, так здорово!!! Так радостно видеть этих людей, которых я люблю. Так приятно оказаться в атмосфере, где каждый дюйм физической поверхности сделан не в соответствии со стандартами евроремонта, а с тем, сколько жизни можно вдохнуть в общий дом, чтобы в нем было радостно и тепло. Описывать можно бесконечно. Вот кухонная лампа, а Полинка на заднем плане рассказывает свою сегодняшнюю сказку. Черный прямоугольник со стихотворением Бродского, написанным от руки а с другой стороны белой ручкой нарисована деревня. Как будто зимняя ночь и снег.

Друзья, в пятницу вечером, 2го января, в продолжение праздника читаем на тему Дар/Подарок.  В пятницу читали на тему Дар/Подарок. "Дары волхвов" О'Генри, "Ходячий замок Хаула" Джонс Диана Уинн, Чехов "Гриша", "Дом в котором" М. Петросян, "Час пик" Дана Сидерос, "Сказки старого Вильнюса" 2 том первая сказка М.Фрай, Нарния К.С. Льюис, А.Цветаева, "Апрельское колдовство", "Пегий Пес, бегущий краем моря" Ч.Айтматов, "Уроки французского" В. Распутин.
Про дарение и принятие, про странные и таинственные подарки, про усилие и жертвенность, о радости и щедрости, о Даре жизни...
 
09 января опять читаем. Тема Дар/Подарок
Читали на тему Дар-Подарок. "Властелин колец" (Лориэн), Марк Шагал, Шаров "Необыкновенный мальчик и обыкновенные слова", Куприн "Слон" и О'Генри "Последний лист" (как аккорд), "Дом в котором" (эпилог про Сфинкса), Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Цветаева Воспоминания, Паустовский "Золотая роза" и "Корзина с еловыми шишками" - и так как в тексте последнего рассказа шла речь о написании Григом "Норвежского утра", то сразу и слушали.
Поэтому, решили - в пятницу, 16-го января читаем художественные тексты, в которых есть описание переживания музыки и непосредственно переживаем. Так что готовьте материал - тексты и музыкальные произведения!

В Доме читали о дарах и подарках. Разделились на несколько ветвей. О дарах материальных, о даре как о приобретённой возможности... Самым мощным аккордом прозвучали рассказы о даре жизни - Дима читал Куприна "Слон" и сразу после - "Последний лист плюща" О'Генри.
Угаданные книги - так тепло...
Сначала я предугадала "Последний лист", потом и вовсе случилось маленькое чудо - Татка принесла в ответ на мою просьбу о книге Паустовского один из томов, в котором не было рассказа, который я собралась читать, но была "Золотая роза". А "Золотая роза" - это скопление сокровищ, которые, проглоченные и воспринятые в детстве, воспринимались как отдельные рассказы, однако ж вот они все, кусочки витража, и можно поделиться одним из них.
А ещё захватывает, когда можно соединить музыку и рассказ о ней - и то, и другое давно знаешь, но после слов знакомая мелодия звучит совершенно по-другому.

До смешного было важно то, что читала Татка - сначала кусочек из "Властелина колец" о дарах эльфов в Лориене, потом - неожиданно - Сэлинджера, "Над пропастью во ржи", тот участок, где Холден пытается подарить пластинку сестрёнке Фиби, а дарит в итоге осколки, и они оказыватся благодарно приняты. Почему-то я в подростковом возрасте Сэлинджера не восприняла совсем. А тут пробило - едва сдерживала свои эмоции, чтобы не залезть ими в кого-нибудь))) Надо перечитать!

Вечер, переходящий в ночь, колокольчики по краям лампы, перехватывание - голос в голос - коктебельских сердоликов (спасибо, Янит!), воспоминания - как вплетание нити в ткань большого полотна.
И возвращённая на ночь яркость мира - очень важно.

Спасибо вам...
В пятницу, 16-го января читаем художественные тексты с описанием переживания конкретного музыкального произведения и слушаем это произведение. Приносите тексты и музыку или просто приходите внимать и проживать)
Читали и слушали:
1. О.Генри «Фараон и хорал» http://az.lib.ru/o/ogenri/text_09_faraon_i_horal.shtml
2. Г. Гессе (о детстве Иозефа Кнехта) «Игра в бисер»
3. МУЗЫКА В ЭФИРЕ В.Шендерович
4. Х.Кортасар «Киндберг» http://modernlib.ru/books/kortasar_hulio/kindberg/read/
5. А.Куприн «Гранатовый браслет»
6. Д.Рубина «Адам и Мириам» http://profilib.com/chtenie/131094/dina-rubina-adam-i..
7. Ж.-П. Сартр «Тошнота»
8. М. Петросян "Дом в котором"
Читали:
1. Главы из «Войны и мира» Л.Н.Толстого про дом Ростовых;
2. «Игра в бисер» Г.Гессе (отрывок про частные ассоциации);
3. Алессандро Барикко «Новеченто» (по книге снят фильм «Легенда о пианисте»);
4. Две последние главы (8 и 9) из книги Дины Рубиной «Желтухин»;
5. Горан Петрович «Над пятью цветочными горшками»;
6. Отрывки «Синдрома Петрушки» Д.Рубиной про минорный свинг.

В пятницу 30-го февраля (исправлено на ЯНВАРЯ) с восьми вечера читаем о том, что сначала пережили в чтении, и только потом - в собственном жизненном опыте. Приходите читать, приходите слушать
В эту пятницу на чтениях начали тему: "Когда что-то сначала прочитано, а только потом случается в своём опыте". А не наоборот, как обычно, когда читаешь и видишь: ага, у меня похожее было! Вопрос, между прочим, ребром стоит: может ли книга сказать что-то новое?
Может, конечно. Такое, чтобы некоторый опыт случился в книге раньше, чем в жизни - это большинству себя подростками пришлось вспоминать, потом все многоопытные уже. Но есть и другой вариант - когда книга даёт совершенно новый способ смотреть на уже известный и, казалось, осознанный опыт. Этого как раз взрослая история.
Читали из Железникова (я даже знал, что фильм Чучело снят по книге, но подумать, что у автора есть другие произведения, как-то не справился), "Петербургский романс" Галича (да, иногда мы разбавляем прозу поэзией), Над пропастью по ржи (забавно, что в один прошлых разов читали как раз до прихода героя к сестре, а тут читали с этого места и до монолога про "ловить ребятишек" - эдак всю книгу постепенно прочтём), из Игры в классики, Панова, Визбора и ещё что-то, я забыл - в общем, хорошо получилось, и чувствуется, что тема стала раскрываться: всё новые случаи вспоминаются, когда книга рассказывала о чём-то раньше жизни, а заодно жизнь проходит перед глазами и, вопреки распространённому мифу, продолжается. Вот и мы продолжим ту же тему в следующий раз.

Сегодня, 6 февраля, в пятницу, с восьми вечера. Тема та же - "Приобретенное через книгу переживание того, с чем я в жизни еще не встречался (может, встретился с этим позже, или вообще еще не переживал)"

В пятницу 13-го, с восьми вечера. Тему оставляем ту же - "Случившееся через книгу переживание того, с чем я в жизни до этого еще не встречался (и если повезло, встретился с этим позже)".
А читали в прошлый раз отрывки из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, Куприна "Звезда Соломона", "Белую гвардию" Булгакова

Тема: Проводник. Герой книги, который оказался для меня Проводником . Или для героя нашелся Проводник, и я тоже с героем прошел во что-то новое, иное.

Читаем на тему: Проводник. Герой или спутник героя, оказавшийся проводником для меня. Важно - проводником куда? во что? Если найдутся тексты, описывающие переживания/жизнь самого проводника - тоже будет в тему!
В прошлую пятницу читали: А.Грин "Слабость Даниэля Хортона", Шукшин "Верую!", Веллер "Шаман", Киплинг "Ким"

Читаем 20марта (на след.неделе). Тема: "Разговор между людьми, который является для меня камертоном подлинного и настоящего"
Тема: "Разговор/диалог/полилог, который является для меня камертоном подлинного и настоящего"
Читали: Иван Матвеев "Мифоложки" http://vk.com/public55476622, Стоппард "Гильденстерн и Розенкранц мертвы", Ф. Дюрренматт Авария, Д.Рубина "Русская канарейка" (1 том, отрывок про рождение дочери), Шварц "Обыкновенное чудо", Стругацкие "Трудно быть богом".
Тему на следующую пятницу оставляем!
Читали по теме "Настоящий разговор": Е.Шварц "Золушка", В.Осеева "Динка", А.Кудряшова "Дуэт для скрипки и альта", Гете "Фауст", Клюев "Между двух стульев", Куприн "Яма", Вяч.Рыбаков "Очаг на башне", Стругацкие "Малыш", Шекспир "Гамлет"
Критерий того самого подлинного в разговоре - диалог длится и разворачивается во внутреннем и внешнем пространстве

В пятницу на Чтениях в Доме читали из Трудно быть богом, и я в разговоре заметил, что смотрю на перспективы очеловечивания (в том числе и себя) без оптимизма и надежды, и тем ценнее чудо человеческого. За что получил от Алёны отповедь: мол, оно и видно, что интеллигенция довольствуется малым, всякий микрошаг почитая поводом для самодовольства и являясь социальными импотентами, а бывали в славные времена и другие воззрения и другой уровень притязаний и проектов, и требовательности, соответственно. По ходу разговора не имел возможности ответить, поэтому выскажусь хотя бы сейчас.
Итак, все хомо-дважды-сапиенсы имеют в основе пакет инстинктов. Под скотством я понимаю безусловное следование инстинктивным потребностям путём наименьшего сопротивления без попытки выбора, буду ли я им следовать и если да, в какой форме (да, скоты с возможностью удовлетворения инстинктов обычно психически здоровы). Человек и человеческое - во-первых, сложная организация, позволяющая выбирать, чему и как следовать. Во-вторых и в-прочих тоже есть - трансценденция разных сортов, сложные переживания, удержание парадокса... Пока об этом "во-первых" - хотя оно и связано с остальными сторонами человечности, его яснее видно. Да, я правда считаю очевидным, знаю из своего опыта и из наблюдений, что это человеческое неустойчиво, нестабильно, легко теряется. И пессимизм мой связан с тем, что я вижу очень мало примеров необратимого очеловечивания, когда в душе, в сознании пророщены неустранимые (без потери сознания) человеческие структуры. Самый наглядный пример - Григорий Померанц, который перестал бояться. У большинства - нет, и значит - постоянная работа удержания хотя бы тех недопророщенных структур, которые есть (а они, как и всё недоделанное, норовят распасться). И почти 100% гарантия, что в некий момент большая часть всё равно сломается. Например, когда вместо орла нашего ВладимирВладимирыча придут настоящие чёрные. Так вот, именно переживание безнадёжности и чрезвычайной хрупкости даёт мне понимание ценности человеческого в людях - да, радуюсь малому, и уверен в своей правоте. Но кроме того есть соображение о качестве присутствия в мире. Потому что творческая сила самосозидания, хоть и основную работу доделать не справляется, мир вокруг затрагивает и очеловечивает (да, я считаю, что я создаю себя в том числе и путём со-творения мира). И есть прямая ответственность за то, как и насколько сильно она это делает. Потому что там, где ты скот, к тебе и вопросов нет - будь достаточно умным скотом, чтобы соблюдать правила под угрозой наказания; но стоит проклюнуться чему-то человеческому - отвечай за базар, раз подписался быть по образу и подобию. А уж в вопросе отношений с микрокосмом точно не избежать требования тотального захвата территории. В отношениях с внешним миром тоже, вообще-то: возможно, я зря не оставляю места просветлённым отшельникам (не уверен, но вроде бы они ощущают связь с миром и так), а уход с концами во внутреннюю реальность - всё же патология.
Большое человеческое спасибо за внимание.

Каждую пятницу читаем/слушаем/со-переживаем с восьми вечера. Тема на 3 апреля: "Разговор, рождающий вопросы; продолжающийся за пределами книги"

В Страстную пятницу тема Чтений "Один за всех".
Читаем с восьми вечера. Без текста - можно! Если хочется дочитать по прошлой теме "Разговор" - читайте! Если пришли позже восьми - входите! Если не поняли тему - додумайте сами! И выбирайте такие тексты, которые вас самих не оставляют равнодушными - вот что важно...
"Один за всех". Читали: С.Лем "Рассказ Пиркса", Д.Морелл "Пятая профессия", В. Крапивин "Лето кончится не скоро", Б.Васильев "А зори здесь тихие", Я.Голосовкер "Сказания о титанах", Экзюпери "Южный почтовый", Манн "Зрелые годы Генриха IV", Г.Горин "Поминальная молитва"

Мне в детстве мифы в изложении Куна читали. Потом узнал Голосовкера, хотя и только некоторые вещи из "Сказания о титанах" - очень авторское произведение, но ходят слухи, что не на пустом месте созданные. И очень отличное от Куна. Как раз в пятницу Татка читала оттуда, и у меня возник вопрос: если даже у нас есть такие различные понимания мифов, что же называют "мифами Древней Греции" просвещённые европейцы? что называли ими до Куна в России, по каким источникам учили? Потому что ведь часть культуры, хоть и с меньшим объёмом влияния, чем христианство, но значимая, в том числе за счёт альтернативности христианству - мне кажется, это важно понимать. Кто чего знает?

Пятница, 17 апреля, с 20.00 (в рамках Текстового погружения http://vk.com/tekstovoe_pogruzhenie) читаем на тему "Текст как действие".
По теме "Текст как действие" читали: А.Пантелеев "Честное слово", Асеев "Синие гусары", М.Жванецкий "Консерватория", И.Бродский, Еременко, И.Гончаров "Обломов", М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" и "Как дневник", Секацкий "Моги и их могущества", Хармс "Утро", Писахов "Письмо мордобитно", Олди "Витражи патриархов", О. Мандельштам "О, как же я хочу", М.Мамардашвили "Лекции о Прусте"

Весна.Грачи ets. Поэтому просто и прямо - Тема на чтения "О ЛЮБВИ"
Приносите стихи, прозу, драматургию. Или просто приходите слушать
Читали (Тема "О любви"): Соловьев "Очарованный принц. Ходжа Насреддин", Кейт ДиКамилло "Удивительное путешествие кролика Эдварда", Высоцкий "Баллада о любви", Лидия Чуковская "Прочерк", Маяковский "Облако в штанах", "Письма к Лиле", Щербаков "Кадриль", Бродский "Одиссей Телемаку", Майкл Томас "Путешествие домой", Дина Рубина "Адам и Мирьям"

В пятницу 8 мая с 8 вечера. Тема "О любви". Читаем, слушаем, негодуем, спорим, раскрываем или сужаем (с одной "с"!) тему
Образующими осями стали:
Маяковский Страсть - Ахмадулина - Нежность.
Борхес Рок - Булгаков Выбор.
Кортасар Про нас - Булгаков Служение.
Точка сборки - изменение, трансформация.

Тема "О любви". Звучали целиком и отрывками: Бродский "Любовь", Я был только тем, чего ты касалась ладонью", Щербаков "Вечное слово"; Первое послание к Кори́нфянам; Маяковский "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", Джон Китс, А.Кудряшова, Борхес "Ульрика", "Злодейка"; Арс. Тарковский "Первые свидания", Х.Кортасар "Хронопы и фамы", "Игра в классики", Б.Ахмадулина "Нежность", К.Галчински "Письмо узника" (1942г, концлагерь), Булгаков "Мастер и Маргарита", Рильке, Башлачев "Тесто", Руми "Собаки Любви", Шмитт "Мсье Ибрагим и цветы Корана", Ланцберг.
1
5 мая (в эту пятницу) с восьми вечера продолжаем читать... Тема "О любви. Преображение. Трансформация"

В пятницу, 22 мая, с девяти читаем. Тема "Положительный для меня образ взрослого человека".Ох! Ну и тему сами себе задали - вызов, да и только!!
Итак, читали (и продолжим читать в след.пятницу) на тему "Образ взрослого человека, который меня вдохновляет":
Памела Трэвэрс "Мэри Поппинс" (сама Мэри), Толкиен "Кузнец из большого Вуттона" (Королева, Король-Элф), Желязны "Вариант единорога" (Мартин), Манн "Зрелые годы Генриха IV" (глава Размышления - момент принятия Генрихом решения про переход в католичество), "Гарри Поттер и методы рационального мышления".

Уже завтра?! В пятницу с восьми. Тема "Вдохновляющий образ взрослого человека". Приходите с текстами... или без текстов... Главное, чтобы образ был для вас вдохновляющим!
Читали не отрываясь: Фрай "Сказки старого Вильнюса. 2", "Ветры, Ангелы и люди". Достоевский "Братья Карамазовы" (отрывок с Колей и Алешей). Ночью под скрип мостов - Визбор "Завтрак с видом на Эльбрус".
Образы взрослого человека: герои позднего Макса Фрая, Овод (перед смертью), Алеша Карамазов / старец Зосима, учитель фехтования у Крапивина, Ремарк "Ночь в Лиссабоне" - Елена.
 
На след.пятницу берем тему "Взрослый человек. Взросление. Точки взросления. Через что..."
 В пятницу читали на тему "Образ взрослого, который меня вдохновляет". Внизу прикрепляю одну красивую читавшуюся историю. Это для меня и есть этот самый образ вдохновляющего взрослого. Всем, кто не любит этого автора - все же посмотрите, это другие книги и они потрясающие: М. Фрай "Сказки старого Вильнюса", "Ветры, ангелы и люди". Очень рекомендую
Для тех, кто хочет придти первый раз - это В.О. (метро закрыли), заходить можно в любой момент, уходить тоже. Приходите без текста - слушать. Или с текстом (даже если вкрадываются сомнения, что это "не подойдет", "совсем другое" и т.п.) - читать.

05 июня. С 20 часов под тихий шелест страниц и гудение мостов читаем на тему "Взросление. Точки взросления. Через что человек приходит к взрослению".
Читали не отрываясь: Фрай "Сказки старого Вильнюса. 2", "Ветры, Ангелы и люди". Достоевский "Братья Карамазовы" (отрывок с Колей и Алешей). Ночью под скрип мостов - Визбор "Завтрак с видом на Эльбрус".
Образы взрослого человека: герои позднего Макса Фрая, Овод (перед смертью), Алеша Карамазов / старец Зосима, учитель фехтования у Крапивина, Ремарк "Ночь в Лиссабоне" - Елена.
На след.пятницу берем тему "Взрослый человек. Взросление. Точки взросления. Через что..."
Слова про скрип мостов оказались пророческими. Читали до 2-х ночи и с трудом разошлись под первую сводку: А.Саутолл "Мэтт и Джо", Камю "Чума" (Тару и Рамбэр), С.Калугин "Убить свою мать", А,Секацкий "Моги и их могущества", "Гарри Поттер и методы рационального мышления" (главы про ответственность), Д.Рубина "Русская канарейка" (Леон), Олди "Черный баламут" (Дрона), Пушкин "Сказка о царе Салтане" (князь Гвидон).
Образы взрослых и взрослеющих, упоминавшиеся про ходу разговора: Дамблдор, Хаггрид, Снегг (из Гарри Поттера), кто-то в "Детях капитана Гранта", Филин из "Настоящая Принцесса и Бродячий мостик", Аттикус "Убить пересмешника", Мсье Ибрагим Э.-Э.Шмитта, Матиуш Корчака.
СЛЕДУЮЩАЯ ТЕМА: Текст, который является для меня вызовом ("...аж трясёт!!!")
12 июня (как, впрочем, и каждую пятницу) читаем с восьми вечера. Нынче тема будет: Текст, который является для меня вызовом ("...аж трясёт!!!"). Выбирайте такой текст, который не оставляет вас спокойным, раздражает, заставляет не соглашаться и спорить, выводит из зоны комфорта...
Читали, выбирая тексты, которые являются вызовом: Заболоцкий "Не позволяй душе лениться", А.Грин "Зеленая лампа", М.Семенова "Волкодав" (поединок в рудниках), Оруэлл "1984" (допрос в Министерстве Любви), Дэн Симмонс "Гиперион" История священника: Человек, который искал Бога.

Читаем с восьми, сегодня, в пятницу 19-го июня. Тема: "Текст, который является для меня вызовом"
Читали "Текст как вызов" - С.Цвейг "Нетерпение сердца", Стругацкие "Пикник на обчине" (концовка), А.Галич "Еще раз о чёрте", Л.Андреев "Правила добра", знакомство Карлсона и Малыша и знакомство Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича из "12 стульев", Екклесиаст, Волошин "Путями Каина"

26 июня. Тема "О человеке и Боге" (или как кому-то сообщил Фил "О людях и богах"). Как всегда с восьми, на Васильевском острове в разгар белых ночей.
Читали "О человеке и Боге". Эпилогом - "Бог что-то позабыл в моей душе и четверть века ищет - не находит". Как не читай, все равно о любви и еще о чем-то неуловимом. Звучали тексты: О.Генри "Фараон и хорал", Галич "Псалом", Бродский "Исаак и Авраам", К.Воннегут "Колыбель для кошки", Стругацкие "Волны гасят ветер" (о люденах), Киплинг "Еварра и его боги", "Боги азбучных истин", Хайнлайн "Чужак в чужой стране" ("ты есть Бог, я есть Бог"), Р.Бах "Мессия, который не хотел быть мессией", Бродский "Вертумн", "Два часа в резервуаре", Галич "По образу и подобию", Хлоя Хвоя "Где ты ходишь в такую ночь?", Д.Рубина "Почерк Леонардо" (письмо), Жванецкий "Отодвинули облако...", А.Шуйский "Ради Бога, только не пустота", "Человек не просто смертен, человек внезано смертен". Квадрат (А на утро этого нет)

Грядет пятница. И с восьми вечера читаем. Тему оставляем "О человеке и Боге" (не пишу "ту/же", т.к. не могу сообразить вместе или раздельно). Приходите слушать, читать, гулять мосты после чтений.
Читали: У.Эко "Имя Розы" (описание Храма), О.Рублева "Дорогое Мироздание!", А.Блок "Двенадцать", В.Ланцберг "Каждый выбирает для себя", Х.Л.Борхес "Роза Парацельса", Тим Северин "Путешествие на Брендане", В.Полозкова "Каждый из нас это частный случай...", Л.Н.Толстой "Исповедь", Вл. Строчков "Я говорю, устал, устал, отпусти", Н.Беркович "Нестрашный мир", Д.Рубина "Во вратах Твоих", Олди Черный Баламут, 1 том (о Песне Господа)
Из "Розы Парацельса" - "А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение — это неспособность осознать, что мы в Раю?"

В эту пятницу будет год, как мы читаем. Что я могу сказать - это захватывающий процесс, который со временем лишь приобретает вкус хорошего вина в пыльной бутылке. Как ковер, ткущийся годами, со временем проступает неповторяющийся узор. Некоторые тексты мы читали по три-четыре раза, и каждый раз они неповторимы. Удивительно, насколько меняются акценты и оттенки, в зависимости от нас, слушающих, от того, какая тема и от читающего вслух. А вроде такое простое действие - чтение вслух. Ведь единственное условие - выбирать тексты, к которым неравнодушен, цепляющие, вдохновляющие, будоражащие. Для меня каждый раз это про связь Души и культурного наследия в человеческом (и конкретно в моем) сознании. Татка

10 июля. Читаем примерно с восьми вечера с заходом в ночь, пока "одна заря сменить другую / спешит, дав ночи полчаса". Читаем на тему "о ПОНИМАНИИ одного человека другим человеком" (ну, если вам очень актуально - о непонимании).
Л.Кэролл "Алиса в стране чудес" (про Гусеницу и Безумное чаепитие), М.Фрай "Сказки старого Вильнюса1. Ну, например", С. Козлов "Не смотри на меня так, Ежик", Ю. Рублева "Как грамотно погубить девушку", С.Лем "Звездные дневники Йона Тихого", Х.Л.Борхес "Три версии предательства Иуды", В.Ерофеев "Василий Розанов глазами эксцентрика", Лермонтов "Герой нашего времени. Княжна Мэри"
Решили в следующий раз читать "Текст, который я хочу подарить другим" (мало известное, редкое или, наоборот, что-то известное, но предположительно неоцененное).
P.S. В этом году мне подарили Куприна, к примеру... Татка
Читаем с восьми в пятницу 17 июля "Текст, как подарок" - малоизвестная книга или классика (мимо которой прошли в школе). Или просто любимое... чем хочется порадовать других.
P.S. Кроме Куприна за год мне подарили еще Г.Манна "Генрих IV", "Исповедь" Толстого, Харпер Ли "Убить пересмешника" (хотя я ее читала до этого уже раза три).
P.S.S. И собираем по крупицам на будущее "Текст про меня"

Это был неостановимый поток, мы читали, читали, прощались и всё равно продолжали читать, и до сих пор ещё не расстаться... И до этого много раз проговаривали, не зайти ли на тему Смерти, но не решались, и на Подарке эта тема вдруг прозвучала мощно, грустно, исцеляюще, светло и щемяще... Спасибо!

Книги, после чтения которых возникает долгое молчание... А тема была "Текст как подарок"
С.Черный "В.О.прекрасен, как жаба в манжетах", Г.Петрович "Атлас, составленный небом", А.Гавальда "35 кило надежды", М.Петросян "Дом, в котором...", Дарья Димке "Зимняя и летняя форма надежды", Шмитт "Оскар и Розовая дама", неизданный сборник стихов памяти М.Бурова и А.Слюсаренко "Петербургская любовь", Итало Кальвино "Невидимые города", Китс "Звезда" (в трех переводах), Тонино Бенаквиста "Сага", К.Арбенин, Т.Моррисон "Возлюбленная", Аше Гарридо "Видимо-невидимо" и еще стихи...

24 июля с восьми продолжение темы "Текст как подарок". Как показали прошлые чтения, тексты могут быть жёсткими, тягостными, сложными - но если читающий их дарит, то они и правда проступают в пространстве между нами как Дар.
Читали: А.Чудаков "Ложится мгла на старые ступени", К.Бликсен "Пир Бабетты", Ник.Горькавый "Астровитянка", П.Бигль "Последний единорог", Ромен Гари "Обещание на рассвете", И.Бродский "Ничем, Певец, твой юбилей...", Фэнни Флэгг «Жареные зелёные помидоры», Маркес "Полковнику никто не пишет"
Получилось о Чуде в простоте. И о волшебстве мировоззрения, преломленного через взгляд читающего, как-то так...
P.S. Как выразилась Катерина Филипповна, слово "рассвет" прозвучало раз десять.
31 июля, в пятницу с восьми не торопясь читаем "Текст о себе" и дочитываем (коли есть желание) "Текст как подарок"
Читали: О.Генри "Чародейные хлебцы" (Татка), У.Ле Гуин Левая рука тьмы" и А.Азимов "Лжец" (Аня), от Важенки стихи (свои) и М.Фрай "Улица Траку. Солнечный кофе", Н.Рубцов "Размытый путь...", "Нагрянули" (Люда), А.Грин "Бегущая по волнам"(Стас), Ю.Устинов (Дим.Нович), Тонино Бенаквиста "Сага" (Фил).
И просто для радости: Амос Тутуола "Перистая Женщина, или Колдунная Владычица джунглей".
Пунктиром звучала безоглядная Зима (видимо, на фоне лета в Питере). И только в конце повеяло жаркой Италией...

Вчера, пользуясь отсутствием Алёны, читал в Доме встречу Гарвея и Фрези Грант. Для меня - одна из самых мощных и значимых сцен в литературе вообще, про встречу с неведомым, которая (встреча) сама по себе жизнь, и поэтому её невозможно полностью описать после смерти. У меня опыт таких встреч небольшой, но, насколько я могу судить, попытка описания несуществующего (в обыденной жизни) весьма достойная. Со стороны читать - несвязный бред, но если срезонировать с текстом - всё на месте и совершенно понятно, почему там именно такие слова и образы.
Фил интересно указал, что я читал так, как будто читал По. И, развивая мысль - правда же, что тогда было время поиска способов говорить о несказуемом. Т.е., как минимум, описывать свои состояния. Тут не без крейзы, конечно - на то и пограничье - зато там, где удавалось... но требует от читателя пойти далеко. Из недавних движений в ту сторону - "Дом, в котором..." и Макс Фрай последних лет, который ставит себе творческую задачу быть проводником нездешнего.
Я не настаиваю, что это и только это должно быть предметом творчества - знание мат.части куда как способствует - но то, что это должно быть, для меня несомненно, и я всегда благодарен тем, кто пытается, заглядывает в глаза чудовищам, совсем не плюшевым зачастую.
К пятнице почти все разъедутся, поэтому решили, что будет звучать текст Т.Моррисон "Возлюбленная" - его будут читать на два голоса Дима и Юля. Книга тяжелая, атмосферная, грустная, страстная - поэтому ранимых не зовем. Начнем часов с девяти вечера...
Дорогие! Вчера на наших традиционных Чтениях мы впервые попробовали читать ТОЛЬКО ОДНО произведение. Воспользовавшись небольшим количеством народа (специально позвав крепких духом и пр.), мы взяли для такого случая книгу Тони Моррисон "Возлюбленная" - мягко говоря, очень непростую вещь. О чем она? Да, в сущности, все о том же - о вере, памяти, любви, свободе... о жизни, наконец, какой бы она ни была, и что бы она в себя ни включала. Читали мы ее на два голоса с Юлей Яковенко, которая открыла для меня эту книгу - спасибо ей =)))Что еще сказать - я не знаю. Чувствую себя ... в космосе без скафандра... распыленным над Гималаями... Очень здорово, что это произошло. Спасибо Юльке и всем, кто был. Те, кто не был - не печальтесь. Чтения продолжаются

21 августа с восьми до мостов. Ищем и читаем тексты, объединяющие предыдущую тему "О себе" и классическую "Как я провел лето". Интонационно важны размышления вслух после прочитанного - былое и думы)))

В пятницу 28 августа с восьми вечера собираемся, чтобы читать вслух на тему "Как я провел лето". Это разворот темы "О себе", возможность поделиться пережитым, задуматься - а как я провел лето?!.. Желаю вам обнаружить несколько разных текстов про свое лето!!
P.S. У кого лето еще не закончилось - тех с нами и не будет))

Только дочитали и договорили. О контурах пространств и рельефах мира во всем его (мира) многообразии - альпийских лугах, степях, морях, курганах, горах. О пространстве человека во всей его целостности и всем его многообразии. О далеких путешествиях, о далеких путешествиях во времени, о запахе полыни, необъятном времени и смерти-рождении.
Читали: О.Генри "Персики" (Димка), Шантарам - о Бомбее (Важенка), Каттнер "Лучшее время года" (Янка), У.Л.Гуин "Волшебник Земноморья" (Алинка), Галич "Когда я вернусь", "Кадиш" (Люда), стихи о Грузии С.Чиковани (Янит), А.Драбкина "Васька" (Татка), Б.Акунин "Там..."
На Чтениях по ассоциации с рассказом, прочитанным Яной, вернулась к своей давней мысли о мире, в котором совершенно нет безразличия. Сейчас, не претендуя на уровень ЭШЭРовской задачи, хочу разобраться в следствиях такого условия.
Кроме очевидного обострения всех человеческих отношений, из текста следуют:
1) искусство внимания (внимательного отношения, переживания, действия)
2) искусство удовольствия - если не все равно, должно быть хорошо
3) искусство точности - выверенность, точность, естественность по отношению к ситуации каждого слова, действия, ощущения, мысли, взгляда.
Почитали. Потом почитали ещё и ещё, глаза в глаза, на кухне под рассвет. А потом под шорохи просыпающегося Дома говорили о точном понимании людьми друг друга и ценности жизни в связи с этим.

Читаем 4 сентября в пятницу с полдевятого-девяти (т.к. ранним вечером у нас деньрожденьское чаепитие с детьми).
Начало года... И поэтому ТЕМА: Следующий шаг.
Тему пояснять не буду - пусть будут вольные актуальные для вас интерпретации!
Для тех, кто хочет придти в первый раз: приходите и уходите в любое время между началом чтений и мостами)) Приносите тексты (художественнные) на заданную тему. Или приходите без текстов - слушать и спрашивать... Кчайности приветствуются!

Читали по теме "Следующий шаг". От шагов человечества до моего следующего шага. От ответственности и взятия ответственности за делаемое до вверения себя движущей силе, которая меня на этот шаг толкает, и отказе от ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о результате. Про отказ от костылей и прямое слышание и принятие себя и Другого.

Каждую пятницу, и 11 сентября не исключение (э-э! день-то какой!), читаем с восьми вечера. Тех, кто хочет придти в первый раз, - приглашаем. Тема на эту пятницу остается: "Следующий шаг". Даже если вы уже читали в прошлый раз, подумайте - вдруг есть более точный текст? или текст про следующий шаг в другом масштабе?!
P.S.Я к прошлым чтениям нашла четыре текста... И все четыре как-то "не очень" точно отражают мое наитие про шаг в предсказуемо-неизвестное. Буду искать... Татка
В Доме всматриваемся в горизонт событий, в ИШиПО работаем с образами будущего, на ЭШЭРе понимаем про роль личности в истории.
18 сентября, в пятницу с 20.00 читаем. "Какое будущее меня интересует. Куда я живу. Куда детей ращу. В какое будущее я хочу попасть"
Масштаб рассмотрения - любой.

25 сентября с восьми читаем!
Тема "Что такое для меня по-настоящему / всерьёз / на самом деле учиться".
Поищите, пожалуйста, образы не про "идеальную шарообразную лошадь в вакууме", а про реального себя, перед которым такая задача (учиться) стоит.
P.S. Теперь будем начинать чтения с детьми, так что примерно до девяти вечера наполнение зала нам гарантировано))

В пятницу читали об образах будущего - о том, каким его видим или к какому стремимся.
По итогам собрала, в каких смыслах я понимаю будущее.
1) Образ грядущего (того, что будет через минуту или через век). Фактически, это для меня самая что ни на есть часть моего настоящего - мои текущие представления о том, что будет дальше. Эти представления характеризуют моё настроение, мои приоритеты, сомнения, страхи, надежды и планы, во многом - ценности и жизненные цели. К действительному будущему они отношения не имеют и даже не пытаются его предсказать. Зачем? Все равно не получится ни вычислить, ни применить прогноз.
2) Планы и намерения - то, как я собираюсь менять себя и мир. Важная часть здесь - про то, как и для чего я работаю с детьми. Алена отнесла это к теме "Следующий шаг", а я бы сказала, " Каждый шаг", цепочка шагов, уходящая за горизонт.
3) Следующий шаг или области изменения - то, над чем я работаю именно сейчас. Для меня это - передний край будущего, это то, справившись с чем, я перешагну какую-то черту, выйду на новый уровень. Это про заданные качественные изменения и про "маленькую смерть" - впереди совершенная неизвестность. Только, в отличие от ЭШЭРовской модели, здесь могут быть изменения не только себя, но и среды, проекта, пространства - чего угодно.

Алена говорит, что я подменяю будущее прошлым, перетягивая оттуда свои выборы, решения, наработки, ценности. А для меня никакого будущего и нет, есть только "вечно-всегда" (точки существенного) и "кратко-всегда" (точки приложения усилий). Получаемый результат - это тоже "кратко-всегда", так как он тут же снова становится точкой приложения новых усилий, и так без конца.

А я вечно-всегда рада проблематизациям и кратко-всегда рада поработать с этой темой в диалоге/полилоге.
Читали: "Что такое для меня учиться". Про пространство учебы, взаимодействие ученик-учитель, о семье, об элитарном образовании для каждого.
Э.Кестнер "Мальчик из спичечной коробки", Клюев "Между двух стульев" (Ваще Бессмертный), Коростелева "Школа в Кармартене" (о разных учителях), Олди "Гроза в Безначалье" (маленький Гангея), Р.Гари "Обещание на рассвете" (про маму), Стругацкие "Полдень, XXII век" (про интернат), Ю.Левитанский "Я медленно учился жить"

В эту пятницу 2 октября с восьми вечера читаем. Тема "Что значит учиться" (учиться для меня теперешнего и завтрашнего, но не вчерашнего)
"Что значит учиться". Читали: Н.Долинина "Мы с Сережкой близнецы", Клюев "Между двух стульев" (Ой ли-Лукой ли и Белое безмозглое), Г.Гессе "Сиддхартха" (глава про Камалу), Аше Гарридо "Видимо-невидимо" (про Ганну почтарку), Е.Хаецкая "Мракобес", М.Я. Гефтер, Кэрролл "Алиса в стране чудес".

Вместе с нами стартует Квестово-игровое погружение ИШиПО. Поэтому хочется тему увязать с ними, но мне кажется, что просто "Жизнь как игра" мало цепляет. А давайте про азарт?! Вот уж примеров из классики должно быть много. Но! ищите о себе...
 Итак! В пятницу 09 октября с восьми читаем. Тема "Азарт". Первый час читаем и слушаем с детьми))
Читали: П.Маар "Семь суббот на неделе", Крапивин "Та сторона, где ветер", Драгунский "Ровно 25 кило", Дж.Лондон "Смок Беллью. Яичный переполох", башкирская сказка, Шатаев "Категория зрелости"

На тему "азарт" (как второй голос к погружению "Квесты и игры"), неожиданно получилось оживленно, эмоционально и разнообразно. Очень размытое оказалось понятие, хотя в себе легко определяемое: от сильного плюса до "ненавижу это состояние". От "часто ко мне приходит" до "три раза в жизни" и "только в водных походах". От прямой связи с красотой мира до сужения канала восприятия до одной цели и ближайшего шага. От "чаще всего вместе с друзьями" до "наедине с собой". От "изменить реальность" до почти полной "потери связи с реальностью". Вот как! Еще цитаты самих чтецов про азарт: "преодолеть сложность, любое препятствие" и "ах, не получается, так я добьюсь этого", "это заём на дальнейшие действия", "энергия начала", "характерно непрерывное повышение платы (за действия в этом состоянии)", "характерное а что там дальше?!", "для постижения себя и окружающего мира". И еще две характеристики, спасибо Янит, мною вытесненные, - "в состоянии азарта забываешь о своих ценностях, принципах, этике" и "наличие внутренней злости на себя".
Спасибо! Для меня была удивительна глубина происходящего между и вокруг. Татка

Решительно ступаем на тонкий лёд - тема на пятницу "Конфликт". Внутренний, внешний, избегаемый, развивающий, неизбежный, чужой, лелеемый... Ищите образы и сюжеты о себе.
Прошлые чтения на ту же тему начались для детей с главы "Старика Хоттабыча" - сдача экзамена по географии - конфликт дидактических знаний и постижения. Всё еще актуальная книга!

23 октября в осенних потемках с восьми вечера читаем. Тема продолжается: "Конфликт".
В прошлый раз прочитали 4 текста, а наговорили часов на пять. Бурно говорили, горячились, спорили, не понимали/понимали...
P.S. Первый час читаем детям и с детьми, но! тоже на тему Конфликт.
Читали: Волков "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", Гоголь "Мертвые души" (Плюшкин, фестончики), Ричард Йейтс "Дорога перемен", Ованес Туманян "Шах и разносчик", В. Шукшин "Критики", Э.-Э.Шмитт «Малые супружеские злодеяния»
Конфликты как скрытые и неявные, псевдоконфликты, страх перед жизнью и нежелание стать взрослым, конфликт между креслом комфорта и возможными переменами, отношения в паре взрослый/ невзрослый. Из наговоренного - скорее всего в следующий раз - тема о выходе за рамки, приемлемо/неприемлемо, вменяемость/невменяемось.
30 октября, в преддверии Самайна, с восьми вечера читаем. И да заострит тема ваши размышления, сомнения и поиски! Ибо звучит она в пространстве так - "Честность. Нечестность (что это?)".
Хочется, чтобы выбранный текст вызывал у вас живое переживание!

6 ноября. Тема остаётся: "Честность. Нечестность. Действие". Мельчайшие оттенки отношения и крупные шаги поступков отличают Нечестность одного человека от Честности другого. А, вроде, такое простое понятие! Лет с восьми им пользуюсь... Читаем в пятницу:
Держите акцент на: "честно - это что делать?", "замечаю, когда поступаю нечестно" или "поступаю как-то, а выделяется, когда честно действовал", "когда про других говорю о честности/нечестности"... ещё варианты...

Читали: А.Алексин "Неправда", Г.Грин "Киты и броненосцы", Д.Лондон "За тех, кто в пути!", М.Горький "На дне", Переписка А.Г. и Ф.М. Достоевских (тема игрока).
Враки, мечтания, ложь, сказки или творчество. Честность/целостность меня. Радар внутри. Правда-матка или сокрытие. Закон во мне/закон между нами.
В пятницу 13-го! ноября читаем. На прошлых Чтениях долго говорили о старике Луке из пьесы Горького "На дне" - шарлатан? утешитель? мудрый? Даёт "обезболивающее", или возвращает надежду, или врёт для собственного выживания... Поэтому, тема: "Мечта/образ будущего/мотивирующая иллюзия/утешительная сказка - текст, который для вас явно стал одним из этого. Что этот текст воплощает?" Для меня эта тема звучит как работа с образом будущего. Я подумала, что, пожалуй, поищу иллюзорные тексты, образы, навевавшие на меня сон "иллюзий" - сладкие карамельки, утешительную ложь. А то чувствую, как много вдохновительных текстов, а эти, наоборот, ускользают, хочется сказать "да и нет таких!".
Читали: "Спящая красавица", Миф о Деметре и Персефоне, Андерсен "Пастушка и Трубочист" и "Снежная королева" (Маленькая Разбойница), Олди "Гроза в Безначалье" (о битве Гангеи и Рамы-с-топором), Желязны "Князь Света", Зубков Муслин "Непрочный, непрочный, непрочный мир", в ночах стихи Гумилева и Щербакова, под утро (7 ведьмочек на кухне) Наринэ Абгарян и Ж.Амаду "Донна Флор и два ее мужа".
Делились образами будущего, делали усилие, пытаясь понять, какие образы и как меняют мир... как оказалось под взрывы терактов в Париже...

20 ноября, с восьми читаем. К началу чтений специально зовем детей и читаем для них, около девяти переходим к более...даже не знаю, как сформулировать... взрослым? страшным? серьёзным? сложным? текстам.
Ищите такой текст с описанием "Прекрасного мира", после чтения которого хочется поделиться, чем этот текст для меня является/был - утешением, маяком, местом для бегства, источником замысла, сказкой и т.д. На что он вдохновил или с чем примирил, смягчил тяжесть бытия или вызвал жажду познания. Не страшно говорить о том, что уже не является маяком. Но приходится делать усилие, чтобы понять - а что для меня сейчас текст про "Прекрасный мир". Читаем:

27 ноября, в эти тёмные осенние дни, с восьми вечера читаем до полуночи, а потом смотрим фильм (таков запрос именинницы Важенки).
Тема: "За что я хочу попросить прощения".
Фильм "Мольба", 1967, Т.Абуладзе

Читаем 4 декабря, с восьми вечера пятницы. Тема: "Что такое для меня праздник, праздновать вместе?"
Извините, что так поздно объявляем. Долго подбирали, шевеля губами; шепча, вглядывались в прожитое и задуманное; долго смотрели друг на друга и поняли, что хотим поговорить в преддверии события, в шоппинге между китайских ёлочных игрушек, в мандариновом запахе малоснежного города...
Праздник вместе - свобода, волшебство, совместная импровизация, вера. Искреннее спасибо за честный взгляд, не было отказов "фу, не люблю я эти праздники", были открытия, удивления, недоумения, вопросы и радость!
Читали - Гайдар "Чук и Гек", Коваль "Сказка о праздничных стихих", Янссон "Зима в Муми-доле", На острове Сальткрока", Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик", Брэдбери «Будет ласковый дождь», Шмелёв "Лето господне", Калугин "Убить свою мать", Амаду "Пастыри ночи", Гротовский о работе с Чесляком.

11 декабря читаем, слушаем, разговариваем с восьми вечера. Тема "Легенда". Та, которую ищу; те, которые дОроги сердцу; такие, что хочется выйти в путь, что снятся или не дают покоя до сих пор.
P.S. У нас в Институт Широкополосного образования (ИШиПО) погружение, так что книгу "Атлас, составленный небом" ГОрана ПЕтровича будем читать вместе совсем под Новый год.
Читали легенды: Легенда о Медведь-горЕ, Бажов "Огневушка-поскакушка", Крапивин Легенда о Командоре, Лукьяненко "Дорога на Веллесберг", Ингушские легенды, Ирландские легенды, О.Генри "Последний лист", "Пимиентские блинчики".
Спасибо вам за глубокое погружение в пласт легенд (аж мурашки по коже!). На этой состройке мы-Дом разглядели в легенду о нашем Новом годе и скоро ее расскажем.

Каникулярный выезд в деревню будет у детей на тему взаимоотношений. А это повод спросить друг друга "А мы сами-то что думаем?". Поэтому читаем в пятницу, 18-го декабря вместе с детьми с восьми вечера. Тема простая из детства и, как выясняется, для многих взрослых пустынная: ДРУЖБА. Друг. Друзья. Не когда-то тогда, в радужной юности, а сейчас - что это за понятие, ценность, переживание для вас?!
"Дружба. Друзья. Друг"
Разошлись в семь утра. Даже не спорили, а скорее бережно выясняли, понимали, грустили, вспоминали, благодарили.
Читали: Ю.Яковлев "Непослушный мальчик Икар", Янссон "Волшебная зима", О.Генри "Сделка", стихи Р.Рождественского, "Евгений Онегин" (Онегин-Ленский),Олди "Циклоп", стихи Щербакова, Л.Улицкая "Поэтка. Книга о памяти: Наталья Горбаневская". Глория Му "Вернуться по следам"
Записки по ходу: Дружба - путь человека в человеческое./ Первый по настоящему самостоятельный выбор./ Дружба рождает поступки, действия./ Обязанность дружбы - проблематизация (объективизация) собственной онтологии (об другого)./ Юношеские дружбы - совместный поиск дороги, выход на перекресток. Взрослые - дороги в одну сторону.
А еще захотелось написать, позвонить, съездить, поставить свечку и ощутить рядом...

25 декабря, в Рождество, читаем книгу "Атлас, составленный небом" Го́рана Пе́тровича.
Чистейшей воды импровизация...

В Доме все дети разъехались на каникулы. Часть взрослых в деревне, в Сквошино, на ЭШЭРе. А мы читаем с восьми вечера... Хочу продолжить цикл "Очевидные понятия" - уже читали "честно/нечестно", "Дружба", "Праздник".
Предлагаю задуматься на тему "СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ". Это примерно те мгновения, когда я остаюсь наедине с собой и от меня зависит - во что вложить эти драгоценные минуты/ часы/ дни. Свобода для... - что я делаю? - избегаю, заглушаю, радуюсь, жадничаю, ценю, вдохновляюсь, считаю, что этих драгоценных минут нет у меня... Особенно хочу услышать тех, у кого первая реакция на эту тему чтений - "да у меня его нет!")))

Комментариев нет:

Отправить комментарий